Страничка логопеда: что такое общее недоразвитие речи (ОНР)

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы следующие компоненты языковой системы: 
Фонетика 
Лексика 
Грамматика 
Связная речь

Фонетические нарушения характеризуются: Отсутствием звуков речи. Искажённым произношением звуков речи. Заменами звуков. Нестойким употреблением звуков в разных словах.

Лексические нарушения характеризуются: Бедностью предметного словаря. Это проявляется в незнании слов ближнего  обихода, частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов. Ограниченностью использования и подбора прилагательных, глаголов. Трудностью использования антонимов. Недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.  

Грамматические нарушения характеризуются: Неумением детей правильно образовывать новые грамматические формы (Множественное число существительных в именительном и родительном падежах, существительные в уменьшительно-ласкательном значении, приставочные глаголы, относительные, притяжательные, качественные прилагательные). Неумением согласовывать существительные с прилагательными, глаголами в роде, числе, падеже. Неправильным употреблением простых и сложных предлогов.  

Нарушения связной речи проявляются: В неумении составлять различные типы рассказов (по серии сюжетных картин, описательный рассказ, пересказ, рассказ на заданную тему).  

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере. У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики.

 

Коррекции звукопроизношения

Цель коррекционного обучения:

Воспитание у детей правильной, чёткой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путём применения, на ряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приёмов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развития активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.

У детей с ОНР обычно нарушена не одна, а несколько групп звуков. Прежде всего, это сложные по артикуляции переднеязычные звуки: свистящие, шипящие и сонорные. В любой из групп различают традиционно три формы нарушения звуков: искажение, пропуск и замену.

Причиной искажённого произношения является недостаточная  сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. В результате звук произносится неточно, приближённо. Такие нарушения называют ФОНЕТИЧЕСКИМИ. 

Замена звуков связана с недостаточной сформированностью фонематического слуха, звук при этом не различается с его заменителем, и искажается смысл слова.  Такие нарушения называют ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ.

Отсутствие звука может быть связано с наличием патологии в строении органов артикуляции: короткая уздечка или её отсутствие, нёбная расщелина, высокое нёбо, массивные малоподвижные губы и т.д.

Что бы определить содержания коррекционной работы, необходимо установить природу нарушения, выяснить, какой дефект- фонетический или фонематический- лежит в его основе. При фонетических нарушениях звукопроизношения основная работа должна быть направлена на развитие артикуляционной моторики при фонематических- на развитие речевого и фонематического слуха.

Патологические нарушения звукопроизношения у детей с ОНР  характеризуются стойкостью. При этом всегда бывают нарушены свистящие, шипящие и сонорные звуки, а дефект носит смешанный, фонетика- фонематический характер.

Общеизвестно, коррекция нарушенного звукопроизношения проводится поэтапно и последовательно. Различают четыре этапа коррекционной работы по формированию правильного произношения: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, ЭТАП ПОСТАНОВКИ, ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ И ЭТАП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ смешиваемых  звуков.

На первом этапе логопед готовит органы артикуляции к постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи по отработке опорных звуков. Основным приёмом является артикуляционная гимнастика.

 На втором этапе логопед использует все возможные приёмы, чтобы добиться правильного звучания того или другого звука: подражание артикуляции логопеда, описание правильной артикуляции в доступной для ребёнка форме, постановку звуков с опорой  на артикуляцию других, имеющихся в речи ребёнка, звуков, использование шпателей, зондов. При постановке звука используется зрительно- моторно- кинестетический метод с одновременной опорой на речеслуховой анализатор.

На третьем этапе поставленный звук вводится в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводится в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На донном этапе логопед  должен подбирать речевой материал таким образом, что бы в предлагаемых словах, предложениях и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки и звуки, которые ещё у ребёнка не поставлены.

Четвёртый этап связан с обучением ребёнка различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. Последовательность работы та же, что и при автоматизации звука.

Наверх